TY - JOUR TI - Анализ деятельности университетов Западной Европы: от оценки качества до аккредитации (пер. с англ. Н. Микшиной) T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - оценка качества KW - аккредитация KW - высшее образование KW - национальные схемы анализа KW - обеспечение качества KW - совершенствование высшего образования AB - Эрик Де Корте - почетный профессор Центра педагогической психологии и образовательных технологий (CIP&T) Университета Левена (Бельгия). Адрес: Katholieke Universiteit Leuven, Oude Markt, 13, Bus 5005 3000 Leuven, Belgium. E-mail: Erik.DeCorte@ppw.kuleuven.beНациональные схемы анализа высшего образования в Западной Европе ведут отсчет с середины 1980‑х годов и впервые сложились в Нидерландах, Фландрии, Франции и Великобритании. В последующие годы подобные системы анализа начали применять многие другие западноевропейские страны. За последние 30 лет эти системы претерпели значительные изменения. В данной статье рассматриваются следующие вопросы, касающиеся анализа высшего образования в Западной Европе: факторы, обусловившие возникновение схем анализа высших учебных заведений в Западной Европе в середине 1980‑х годов; основные понятия, используемые при анализе программ высшего образования (обеспечение качества, качество, контроль качества, управление качеством, аудит качества, оценка качества, анализ и аккредитация). Критерии оценки качества, введенные в середине 1980‑х годов, применялись вплоть до начала XXI в., и преимущественное внимание при оценивании уделялось возможностям совершенствования высшего образования. В статье представлена голландская система  оценки качества университетов как показательный пример такого рода систем в государствах Западной Европы. Практика оценки качества университетов, безусловно, способствовала совершенствованию системы высшего образования, тем не менее в первые годы XXI в. в Западной Европе на смену схемам оценки качества пришла система аккредитации, под которой понимается получение официального заключения о соответствии учебного курса или образовательного учреждения определенным стандартам. В основе аккредитации, конечно, тоже лежит оценка качества образования, но при этом фокус внимания переносится с совершенствования высшего образования на его подотчетность. В качестве примера здесь также рассматривается голландская схема аккредитации. Смещение акцентов с совершенствования на подотчетность, а также бюрократическая волокита, сопровождающая процесс аккредитации, и его дороговизна стали причиной все более  жесткой критики новой схемы оценивания университетов. Состоялись чрезвычайно бурные дискуссии и напряженные консультации, результатом которых стал пересмотр системы аккредитации, новый вариант которой применяется в Нидерландах с 2012 г. В статье анализируются основные изменения в процедуре аккредитации. Вместе с итоговыми замечаниями автор дает прогноз на будущее относительно систем оценивания качества высшего образования. AU - Корте Э. Де UR - https://archive_vo.hse.ru/2014--4/140077532.html PY - 2014 SP - 36-57 VL -